Toolbar

Галерея Файн Арт

28 Янв 2004

«Что же лежит в основе искусства (Свешникова)…? Смерть как неизменяемое, несмываемое, неисчезаемое состояние, именно состояние. Не смерть, как небытие, отсутствие, а «бытие смерти», ее «пребывание», если можно так сказать…Он отнюдь не метафоризировал эту тему, не делал аллегорий типа скелета и проч. Боря изображает как бы повседневность… Но дело не в сюжете и не в тех предметах, и не в том пространстве, которое он изображает, а в том особом «воздухе», в той атмосфере, которая пронизывает и наполняет эти пространства. Это воздух, из которого полностью выкачена и улетучилась всякая жизнь и всякая память о какой бы то ни было жизни… Это особый какой-то театр существ без крови, что ли. Вот эта выкаченность бытия из поз и сюжетов бытия производит убийственное впечатление.

Но дело не только в этом. А и в том, что все пространство картины пронизано особым светом… Это мир без теней, без деления на белое и черное… Холодный, чуть голубоватый свет смерти пронизывает эти предметы, этих людей, эти дома, эти горы, ландшафты, облака…

Искусство Бори делится как бы на две группы… Это удивительная серия рисунков, с которыми он приехал из лагеря,… и живописные его работы… Вот это присутствие мертвящего света особенно сильно в его рисунках… Картины Бори послелагерного периода наполнены какой-то особой фактурой, которая резко отличается от контурной техники рисунков. Они исполнены какой-то особой цветной пуантелью, которая образует странное фосфоресцирующее свечение в разных местах картины, абсолютно не связанное с тем предметным миром и с тем сюжетом, который изображен. Эти сгустки свечения скопляются в разных углах и местах, и можно сказать, что картина живет отдельной жизнью от этих предметов и людей, которые на ней изображены… Но вся сила и энергия, повторяю, этих вещей лежит в той бесконечно сложной и богатой пуантели, которая и есть главный предмет изображения на этих картинах… То есть, разведенность в известном банальном смысле – «разведенность формы и содержания» – в данном случае является одним из самых сильных и действующих средств, которые характерны для искусства Бори Свешникова».

Илья Кабаков, Из книги: «60-е – 70-е…Записки о неофициальной жизни в Москве», 1999, WIEN, стр.190-196


Другие материалы в этой категории: « Коллажи Портрет »

галерея ФАЙН АРТ основана в 1992 году

Современное искусство в Москве

Кратко о нас

 Галерея Файн Арт была основана в 1992 г. Директор галереи - Марина Образцова, куратор - Ирина Филатова. Галерея занимается современным искусством - живопись, графика, скульптура, фотография, видео инсталляции.Подробнее

Наши контакты

Часы работы: вт-сб: 13.00-20.00 | понедельник: выходной

О галерее

Мы в социальных сетях