Toolbar

FINE ART Gallery

17 Apr 2006

Федор РОМЕР: «Между авангардом и китчем».

 В отличие от своего западного собрата московский концептуализм в большинстве случаев не изменял «пластическим ценностям». У Ильи Кабакова доотъездного периода, Эдуарда Гороховского, Эрика Булатова или Олега Васильева именно эссенция «оптического» оказывалась искомым результатом брутальных экспериментов с картиной или рисунком. Убежденного живописца Сергея Шаблавина принято считать прямым последователем Булатова и Васильева, хотя физик-автодидакт вполне самостоятельно пришел к эстетике и проблематике мэтров. Да, Шаблавин тоже препарирует привычный реалистический мотив, подвергая его геометрическим или колористическим деформациям, но его «натура» разнится от социо-идеологических банальностей Булатова или лирического автобиографизма Васильева. Он работает с чистыми сущностями, освобожденными от всякого эмоционального или общественного контекста. Шаблавин принципиально аполитичен (в широком смысле слова).

Константные, кочующие из картины в картину пейзаж, городской, сельский или морской, прибывающая электричка или уезжающий автомобиль у него словно бы «закавычены», лишены реалистической подлинности и семантически обесценены. Это иконографические эйдосы, оттого-то они с такой легкостью поддаются жестоким артистическим манипуляциям офтальмологического свойства. Квадраты, сферы, горизонтали, спектральные рамки, ракурсные искривления — арсенал художника, аналогичный содержимому шкафа в операционной. Ну а обязательный для Шаблавина мерцающий свет, обволакивающий изображение порой до полного «исчезновения» оного, напоминает бинт или вату. Хирургические ассоциации не должны смущать или пугать — оперируемым сюжетам не больно по причине их невзаправдашности. И хотя изображения имеют своих прототипов, для зрителя их обнаружение станет излишним знанием.

Оттого не случайно утонченный Шаблавин вдруг впервые на этой выставке вводит в свои работы прямые цитаты, да еще практически срамного свойства — марину Айвазовского и туристический вид на египетские пирамиды. Его героине все равно куда «входить», по-магриттовски преломляя привычное картинное пространство. Художнику все равно чем воздействовать на зрительскую перцепцию, увлекая смотрящего внутрь холста как в черную (в данном случае цветную) дыру. Шаблавин предоставил «оптическое» самому себе, лишив его сюжетных костылей. Изомотив здесь нарочито расхож и невинен, он старомодно пошловат, но именно из сюжетного сора растут визуальные геометризованные стихи. Просчитанные с остротой скальпеля.

В 1939-м году последний американский модернист-теоретик Клемент Гринберг, в своем манифесте «Авангард и китч» призывал художников отказаться от предметности и содержательности как атрибутов низкого искусства. Однако в итоге родился абстрактный экспрессионизм Поллока, размноженный бесчисленными последователями (в том числе и в России) и давно ставший китчем. Бинарные оппозиции плохо работают в живой культуре, склонной к синтезу, а не селекции. И именно принципиальная китчевость нарраций Шаблавина, их вящая предметность делает работы художника авангардными. И современными — до сих пор.


"Fine Art" Gallery was established in 1992.

Investment in art!

About us

"Fine Art" Gallery was established in 1992. Director - Marina Obraztsova, curator - Irina Filatova. Gallery deals with contemporary art - painting, graphics, sculpture, photography, video installations.
More

About gallery

Learn more about GalleryFineArt

Мы в социальных сетях